«Гражданское образование в информационный век: сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей»

Новости

19 декабря 2022
|
Мероприятия

«Гражданское образование в информационный век: сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей»

«Гражданское образование в информационный век: сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей»

13-14 декабря 2022 г. в Красноярске состоялась ХV Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей», на которой научно-педагогическим сообществом обсуждались подходы, механизмы и пути формирования духовно-нравственных ценностей личностного развития.

Задачи конференции: обсуждение в форме общественного диалога технологии формирования, оценки и сохранения духовно-нравственных ценностей, выявление передового опыта и инструментария по вопросам ценностно-событийного подхода в воспитании подрастающего поколения. Структура конференции была представлена тематическими пленарными докладами, панельными дискуссиями, круглыми столами, презентационными площадками, секционными заседаниями. Программа конференции

Первый день конференции был посвящен обсуждению и представлению роли социальных партнеров в сохранении и укреплении российских духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения в партнерстве с системой образования.

КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения» была организована и проведена презентационная площадка: «Созидательная деятельность в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей средствами музейной педагогики». Модератор площадки - Белинская Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-методической работе, рассказала о ресурсах туристско-краеведческой деятельности, в том числе школьного познавательного туризма в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, предоставляемых краевым учреждением, как региональным ресурсным центром дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Основной акцент был сделан на ценностные ориентиры в туристско-краеведческой деятельности, формирование основ российской гражданской идентичности - представления подрастающего поколения о себе самом как части созданного им образа России, формирование субъектной позиции ребенка.

Теоретико-методологические основы музейной педагогики, характеристики музейно-педагогической среды и ресурсы школьных музеев в формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей обсуждались с участниками Лаптевой Мариной Анатольевной, канд. филос. наук, доцентом кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустрий Гуманитарного института СФУ.

Руководители школьных музеев познакомили участников площадки с образовательными практиками, наработанными в музеях по результатам реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности:

«Ресурсы музейной педагогики в создании единого образовательного пространства «Школа-музей», Ваганова Татьяна Владимировна, учитель истории, обществознания, руководитель школьного музея имени Андрея Поздеева муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 69» города Красноярска;

«Практико-ориентированная исследовательская деятельность как средство сохранения истории малой Родины (на примере Советского района города Красноярска)», Горгоц Мария Юрьевна, учитель истории и обществознания, Пустошилова Людмила Александровна, руководитель структурного подразделения «Школьный музей» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Cредняя школа № 108 с углубленным изучением отдельных предметов» города Красноярска;

«Образовательные и воспитательные ресурсы сельского школьного музея в становлении духовно-нравственных ценностей обучающихся», Бондаренко Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новоеловская средняя общеобразовательная школа» Большеулуйского района»

«Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения Ачинского района (на примере изучения знаковых событий истории)», Легких Моника Викторовна, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея «Истоки» муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ключинская средняя школа» Ачинского района.

Второй день конференции был посвящен теме «Уклад образовательной организации как механизм становления традиционных российских ценностей», которая раскрывалась участниками через презентацию передового опыта по формированию уклада образовательной организации.

На площадке «Школьный уклад и инициативная деятельность школьников: от теории к практическому воплощению» был представлен многолетний опыт сотрудничества краевого центра туризма и краеведения и средней школы № 69 имени А. Поздеева города Красноярска. Обсуждалась роль музея в создании единого образовательного пространства «Школа-музей», нормативное и методическое сопровождение деятельности музея, разработка и апробация дополнительного модуля в рабочей программе воспитания «Школьный музей». Особое внимание уделяется институализации школьного музея как структурного подразделения и наличия руководителя структурного подразделения, координирующего деятельность музея в образовательном пространстве школы.

Школьный музей становится мощным ресурсом в создании единого образовательного пространства школы, когда в нем реализуются дополнительные общеобразовательные программы, используются современные технологии музейной педагогики. В рамках реализации дополнительных программ, обучающиеся учатся заниматься исследованием, разрабатывать и реализовывать проекты, проводить экскурсии по подготовленным экспозициям для своих сверстников, педагогов, родителей и гостей, приходящих в их музей.

Как показывает опыт, у ребят, занимающихся в музее по дополнительным программам туристско-краеведческой направленности, изучающих историю своей семьи, школы, малой Родины, России формируется исторический образ России, с ее великой историей, победой и культурой, которые становятся основными ценностями духовно-нравственного развития ребенка. Именно такой образ позволяет подрастающему поколению осознавать достоинства своей страны и формировать позитивный образ России, что становится базовым ресурсом формирования российской гражданской идентичности.

Наработанный опыт в школьных музеях успешно представляется на региональных и федеральных площадках.

С материалами конференции можно познакомиться по ссылке.