Познавательный маршрут «Я в Волочанке родилась…»



Разработчик маршрута: Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Волочанская средняя школа № 15 имени Огдо Аксеновой»
Авторы маршрута: Зеленкина Марина Викторовна, учитель предмета «Мировая художественная культура», Катыгин Алексей, Мирных Сергей, выпускники, Катыгина Ксения, Рябов Богдан, обучающиеся школы

Название познавательного маршрута

«Я в Волочанке родилась…»

Тема: «Жизнь и творчество долганской поэтессы, родоначальницы долганской письменности Огдо Аксёновой»

Ключевые направления

#История #Культура #Родной край #Станок_Боганида #ОгдоАксенова

Краткое описание маршрута

Приглашаем в путешествие, в котором ребята узнают про жизнь и творчество первой долганской поэтессы и родоначальницы долганской письменности Огдо Егоровны Аксёновой, одной из знаменитых людей своего края. Участники маршрута проедут на моторной лодке по реке Хете до станка «Боганида» – малой родины поэтессы. Познакомятся с суровой, но в то же время прекрасной, многообразной в своем великолепии, красочной природой Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального округа, поселком Волочанка, где живут жизнерадостные, трудолюбивые представители коренных малочисленных народов Севера – долганы и нганасаны. Вы полюбите наш край и получите море эмоций! 

Предполагаемая целевая аудитория

Обучающиеся 6-10 классов

Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, малыми группами.

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий в составе смешанных групп (при сопровождении тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.

Обоснование познавательного маршрута:
- образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки);
- интеграция в образовательные программы;
- формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов.

Образовательные результаты и воспитательные эффекты:

 - знакомство с биографией и творчеством долганской поэтессы О. Аксёновой;

- знакомство с историей, обычаями и традициями народов Авамской тундры;

- пробуждение интереса к культуре и искусству народов Таймыра;

- формирование художественного вкуса;

- укрепление чувства сопричастности к истории своей малой Родины;

- формирование чувства гордости за свой край;

- формирование навыков безопасного поведения в природной среде, ориентирования на местности.

Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы: программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности), образовательные программы основного общего образования (история, география, литература, история малочисленных народов Таймыра, культура коренных народов Севера), внеурочная деятельность.

Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: досуговый, ознакомительный, просветительский; углубленный в рамках изучения учебного предмета; исследовательский.

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

- рассказ, беседа;

- просмотр видеофильма;

- национальные игры народов Севера;

- викторина;

- долганские обряды «Дэльбэргээ», «Алгыыс».

Ресурсы региона и района маршрута

Волочанка – посёлок в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном округе Красноярского края. Подчинён городу Дудинке и входит в городское поселение город Дудинка.

Расположен в южной части Северо-Сибирской низменности в 410 км к северо-востоку от Дудинки на левом берегу реки Хеты (местность Затундра).

До поселка Волочанка можно добраться авиарейсом на вертолете из города Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального округа, по средам. Время в пути – 2 часа. 

Сезон и особые условия

Июнь – сентябрь.

Ограничение числа участников маршрута (4 человека в одной моторной лодке).

Протяженность и продолжительность маршрута

78 км.

8 часов.

Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа

п. Волочанка: Волочанская средняя школа № 15 (ул. Набережная, 4) – берег реки Хета за зданием школы (координаты 70.976036, 94.541755) – станок «Боганида» (координаты 70.901137, 95.329371) – п. Волочанка, берег реки Хета возле здания Волочанской средней школы № 15 (координаты 70.976036, 94.541755)

Дополнительные условия при прохождении маршрута

Рекомендуемая одежда: термобелье, теплые вещи (свитер, рейтузы, носки вязаные) демисезонный костюм (куртка с капюшоном, комбинезон), резиновые сапоги, пасательные жилеты, шапка, перчатки. Без опыта сплава по реке.

Моторные лодки.

Обед в школьной столовой (для гостей из других территорий). Сухой паек в дорогу.

Материалы для проведения долганских обрядов.

Карта маршрута

Краткое описание движения по маршруту


Маршрут начинается в Волочанской средней школе № 15. Затем выходим на берег реки Хета за зданием школы и отъезжаем на моторной лодке вниз по течению реки Хета до станка Боганида (координаты 70.901137, 95.329371), где на левом берегу реки находится уцелевшая изба. Возвращаемся вверх по течению в поселок Волочанка.

Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия

На вводном занятии в Волочанской средней школе № 15 педагог читает одно из произведений Огдо Аксёновой и спрашивает, что ребята знают об авторе. Затем ребята смотрят видеофильм, посвященный О. Аксёновой, ставят цели на будущее путешествие. Перед выходом на воду проводится инструктаж по правилам поведения на воде и долганский обряд «Алгыыс».

На водном маршруте участники двигаются на моторной лодке вниз по реке Хета.

На точке «Боганида», где расположена одна оставшаяся изба от станка «Боганида», ребята услышат рассказы о детстве и взрослой жизни Огдо Аксёновой, о жизни и быте долган, нганасан, проживающих на территории таймырской тундры, повлиявших на её творчество. Затем они поиграют в национальные игры народов Севера и примут участие в еще одном долганском обряде «Дэльбэргээ».

По возвращении в Волочанскую среднюю школу № 15 проводится викторина на знание истории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального округа. В ходе рефлексии ребята анализируют, насколько смогли реализовать свои цели, какие вопросы у них появились после прохождения маршрута. В качестве последействия ребятам можно предложить провести конкурс чтецов стихов Аксеновой, конкурс рисунков по пословицам и поговоркам долган.

Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте

  1. Аксенова Е.Е. Игры и загадки моего детства. Дудинка, 2009.

  2. Волочанка: знать, помнить, сохранять / сост. Л.С. Порбина, Н.О. Бабийчук, А.А. Сакиева; отв. за выпуск К.И. Тлехугова; МБУК «Дудинская ЦБС». Дудинка, 2012.

  3. Дети Арктики. Портал о коренных народах Севера. URL: https://arctic-children.com/

  4. Бронштейн М. Долганская мозаика // Портал GoArctic.ru. URL: https://goarctic.ru/korennye-narody-severa/dolganskaya-mozaika-/

  5. Малыгина Н.В. Нганасаны – коренное население Таймыра // Портал GoArctic.ru. URL: https://goarctic.ru/society/nganasany-korennoe-naselenie-taymyra/

  6. Выставка, посвященная 85-летию Огдо Аксёновой. Видео Дома дружбы народов Красноярского края. URL: https://vkvideo.ru/video-116836471_456239313

  7. Щетинина А. Что может сделать один человек для своего народа: алфавит, словарь, стихи, летопись фольклора – все это об Огдо Аксеновой // Портал о развитии Арктики. 10.02.2024. URL: https://goarctic.ru/korennye-narody-severa/chto-mozhet-sdelat-odin-chelovek-dlya-svoego-naroda-alfavit-slovar-stikhi-letopis-folklora-vse-eto-o/

  8. Помнит поэта тундра…: к 80-летию со дня рождения долганской поэтессы Огдо Аксёновой: рекомендательный указатель литературы / сост. А.А. Дагинтен, Н.О. Бабийчук. Дудинка: Центральная библиотека, 2016. 47 с. URL: https://dudbibl.ru/upload/iblock/c96/a2ogim6lohbuowiwklflrdq0laibn6na.pdf

  9. Аксенова О. «Я пишу вам больше от радости…». М.: Творческая студия «Полярная звезда», 2001.

  10. Огдо (Евдокия Егоровна) Аксенова: библиогр. указ. лит.: (материалы 1994–2005 гг.) / Упр. культуры Адм. ТАО, ГУК «Таймыр. окруж. б-ка», Информ.-библиогр. отд.; [сост. А. А. Сакиева [и др.]. Дудинка, 2006. URL: https://dudbibl.ru/upload/iblock/29f/qoffojfifrc7c2tfayp4t8o6d4k23srz.pdf

  11. Бетту Л.Д. Фольклорные традиции в творчестве Огдо Аксёновой. СПб.: Издательство «Дрофа», 2007.

  12. Кравец В. Сердца четырех. Монологи, которые никогда не произносились. М.: Студия «Полярная звезда», 2004.

  13. Аксенова О. Талые воды. М.: «Советская Россия», 1989.

  14. Аксенова О. Тундровичок, 1979.


Скачать УМК маршрута