По следам исчезнувшего народа
Авторы маршрута: Валькова Галина Николаевна, учитель географии, член РГО
|
Название познавательного маршрута |
«По следам исчезнувшего народа»
Тема: Абалаковский улус – зимнее стойбище камасинцев.
|
|
Ключевые направления |
#История #Культура #Родной_край #Первые жители_Саянской_земли |
| Краткое описание маршрута |
В XVIII веке в бассейне Верхнего Кана на территории Саянского района проживала небольшая самодийская народность – камасинцы, или, как они сами себя называли, кангмашесанг, т.е. жители р. Кан. В ходе маршрута участники познакомятся с историей расселения камасинцев, их бытом и основными занятиями. Прикоснутся к истории народа, который, к сожалению, исчез с лица земли Саянской. Участники примут участие в онлайн-викторине «Моё Присаянье» и отведают целебного чая на сибирских травах. |
| Предполагаемая целевая аудитория |
Обучающиеся 6-10 классов Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, малыми группами. Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий в составе смешанных групп (при сопровождении тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки. |
|
Обоснование познавательного маршрута: - образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки); - интеграция в образовательные программы; - формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов. |
Прохождение маршрута направлено на: - знакомство обучающихся с историей расселения первых жителей Саянского района и их занятиями; - знакомство с культурным наследием камасинского народа, формирование представления о камасинском языке; - приобщение подрастающего поколения к изучению истории малой родины; - формирование познавательного интереса и вовлечение в исследовательскую краеведческую деятельность; - воспитание ценностного отношения к истории и культуре родного края; - формирование гражданской идентичности. Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы: программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности), образовательные программы основного общего образования (история, география, основы духовно-нравственной культуры народов России), во внеурочной деятельности. Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: досуговый, ознакомительный, просветительский; углубленный в рамках изучения учебного предмета; исследовательский. Формы деятельности для достижения образовательных и воспитательных эффектов: - экскурсия; - беседа, рассказ; - онлайн-викторина; - рассказ; - просмотр фрагмента документального фильма; - мастер-класс и дегустация чая из лечебных сибирских трав. |
| Ресурсы региона и района маршрута |
Саянский район расположен в 220-350 км к юго-востоку от Красноярска. Маршрут начинается из районного центра Агинское до с. Малиновка (сельский Дом культуры). Далее до деревни Абалаково (автодорога P-255 «Сибирь»). Абалаков улус (ныне – деревня Абалаково) числился в списке населённых мест Российской империи по сведениям 1859-1873 годов – место проживания последней камасинки К.З. Плотниковой-Анджигатовой. Мобильная связь устойчивая (МТС, Теле2) |
| Сезон и особые условия |
Круглогодично. В летнее время необходимо иметь с собой запас питьевой воды, головной убор, одежду по погоде. Для межсезонья иметь при себе термос с горячим чаем и теплую одежду. Маршрут не представляет опасности и сложности для прохождения. |
| Протяженность и продолжительность маршрута |
30 км 5 часов |
| Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа |
с. Агинское: Саянский краеведческий музей (ул. Советская, 138) – с. Малиновка: Дом культуры (ул. Ленина, 46) – дер. Абалаково: дом, в котором проживала последняя камасинка (ул. Заречная, 4) – информационный стенд в память о знаменитой камасинке К.З. Плотниковой-Анджигатовой (55°04′06″ с.ш. 94°49′54″ в.д.) – с. Агинское. |
| Дополнительные условия при прохождении маршрута |
Аренда автобуса |
Карта маршрута |
Краткое описание движения по маршруту |
![]() |
По данному маршруту передвигаемся на автобусе и пешком. От Саянского краеведческого музея передвигаемся на автобусе до с. Малиновка (сельский Дом культуры). Далее на автобусе до деревни Абалаково (автодорога P-255 «Сибирь»). Высаживаемся на остановке общественного транспорта, далее до памятного стенда с координатами 55°04′06″ с.ш. 94°49′54″ в.д. идем пешком 183 метра. Из Абалаково возвращаемся той же дорогой в село Агинское. |
|
Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия
|
На вводном занятии необходимо поговорить о том, какие народы сейчас проживают в Саянском районе, чем занимаются. Ответить на вопрос: знаете ли вы, какие народы и где проживали на территории района, начиная с XVII века? Обсудить важность сохранения исторической памяти и культурного наследия. В Саянском краеведческом музее для ребят будет проведена экскурсия по теме «Кто такие камасинцы?». По пути следования в автобусе ребята слушают рассказ о Саянском районе и истории его заселения. В селе Малиновка в Сельском Доме культуры участники смотрят фрагмент фильма «Народ Водоплавающей птицы», где К.З. Плотникова-Анджигатова говорит на камасинском языке. Знакомятся с разговорником В.В. Черникова «Камасинский язык: для говорящих по-русски» и выполняют творческое задание «Расшифруй письмо из прошлого». Затем ребята участвуют в онлайн-викторине «Моё Присаянье». Также для ребят проводится мастер-класс по завариванию чая из сибирских лечебных трав, который завершается дегустацией приготовленного чая. В деревне Абалаково ребята в ходе экскурсии рассматривают место, где стоял дом последней камасинки, знавшей родной язык; знакомятся с историей деревни, информационным стендом в память о знаменитой камасинке К.З. Плотниковой-Анджигатовой и слушают рассказ о ней. С участниками маршрута на обратном пути в автобусе проводится рефлексия с использованием приёма «Корзина идей». Участники заполняют бланки с вопросами и помещают их в корзину. |
Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте
-
Официальный сайт Саянского района Красноярского края. URL: http://adm-sayany.ru/about/
-
Саянский краеведческий музей. URL: http://muzei-aginskoe.krn.muzkult.ru/
-
Летопись поселка Саянского Рыбинского района Красноярского края. URL: https://sayanvest.ru/?p=1345
-
Исчезающие народы. URL: https://moodle.kubsu.ru/mod/folder/view.php?id=8825
-
Оживляя языки Сибири. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/ozhivlyaya-yazyki-sibiri-vladimir-chernikov-sozdal-russko-kamasinskiy-...
-
Камасинцы // Интернет-энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/kamasintsy/
-
Саянский район // Интернет-энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/docs/regions/sayanskiy-rayon/
-
Камасинская землица // Саянский вестник. 04.03.2016. URL: https://sayanvest.ru/?p=1345
-
Камасинские улусы // Присаянье. 20.02.2020. URL: https://присаянье.рф/news/kamasinskie-ulusyi/
-
Листвин Г.В. Коренные народы Кана: котты и камасинцы: историко-этнографические очерки. Красноярск: ООО «ИД Класс ПЛЮС», 2022. 264 с., карты, ил.
-
Северьянов М.Д. В плену у города. Красноярск: изд-во СКИФ, 1992. 226 с.
-
Черников В.В. Камасинский язык: для говорящих по-русски. Красноярск, 2024. 48 с. URL: https://kamasinian.github.io/
-
Матвеев А. К. Новые данные о камасинском языке и камасинской топонимике (предварительное сообщение) // Вопросы топономастики. Свердловск: [УрГУ], 1965. Вып. 2. С. 32-37. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27771/1/vtop_1965_10.pdf
-
Отрывок из документального фильма «Народ Водоплавающей Птицы» (1970). URL: https://vk.com/video-341621_456239407





