Познавательный маршрут «Кайеркан – вчера, сегодня, завтра…»
Авторы маршрута: Иванова Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Название познавательного маршрута |
«Кайеркан – вчера, сегодня, завтра…» Тема: «История и современность района Кайеркан»
|
Ключевые направления |
#Красноярский_край #Норильск #Кайеркан #История #Наследие #Памятники #Архитектура |
Краткое описание маршрута |
В ходе познавательного маршрута участники направляются по интересным местам района Кайеркан. В интерактивной форме узнают о важных ключевых событиях в истории района Кайеркан: строительстве поселка, развитии производства, об архитектуре района и современном благоустройстве. Путешествие по маршруту предоставляет участникам возможность увидеть объекты и фотографии прошлых лет и соотнести их с тенденциями сегодняшних дней; а также самим стать фотографами, и в дальнейшем использовать свои снимки на занятиях в образовательных учреждениях. |
Предполагаемая целевая аудитория |
Обучающиеся 1-11 классов.
Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.
Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки |
Обоснование познавательного маршрута: - образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки); - интеграция в образовательные программы; - формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов. |
Образовательные результаты и воспитательные эффекты: – погружение в историю норильского района Кайеркан; – знакомство с современной инфраструктурой района Кайеркан; – актуализация знаний, полученных в рамках освоения образовательных программ; – пробуждение интереса у участников к изучению родного края; – формирование представления о развитии района Кайеркан; – формирование мотивации к проектно-исследовательской деятельности учащихся; – формирование уважительного отношения к историческому наследию малой Родины; – формирование чувства гордости за свой регион.
Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы: программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности), образовательные программы основного общего образования (история, краеведение), программы внеурочной деятельности.
Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: ознакомительный, просветительский; досуговый, углубленный в рамках изучения учебного предмета.
Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов: – рассказ; – беседа; – экскурсия; – использование наглядных и архивных материалов; – викторина; – написание постов в социальных сетях; – фотографирование и видеосъёмка объектов на маршруте. |
Ресурсы региона и района маршрута |
Маршрут проходит по центральной части района Кайеркан МО город Норильск, где находятся исторические и современные объекты культуры, спорта, образования. В район Кайеркан МО город Норильск можно добраться авиатранспортом в «Аэропорт Норильск (Алыкель) имени Николая Урванцева», автомобильным транспортом (такси или автобус № 33) по автодороге «Аэропорт-Кайеркан» до автовокзала «Кайеркан». Из Норильска можно доехать на общественном транспорте (автобусы № 31, № 33). Из Дудинки – на общественном транспорте (автобус № 110) и на личном автотранспорте или такси.
На маршруте имеются пункты быстрого питания, магазины сувениров, игровые площадки. Мобильная связь устойчивая (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2) |
Сезон и особые условия |
Круглогодично. Ограничения по погодным условиям: зимой – температура воздуха ниже - 40С, метель, сильный ветер, снегопад; межсезонье – ливень, туман. |
Протяженность и продолжительность маршрута |
3 км 2 часа |
Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа |
Кайеркан: автовокзал Кайеркан (ул. Победы, д. 1) – Улица Строительная – Торговый центр «Океан» (Строительная улица, д. 3) – Дворец культуры (Строительная улица, д. 5) – памятная стела «Честь героического труда и ратных подвигов соотечественников» (Шахтёрская улица, д. 12) – Спортивный комплекс «Кайеркан» (Надеждинская улица, д. 5) – МБОУ «Гимназия № 11» (ул. Надеждинская, д. 16) – Молодежный центр Кайеркана (Школьная улица, д. 10) – Школа искусства КДШИ (Школьная улица, д. 8) – здание Автоматической Телефонной станции (ул. Школьная, д. 7) – Набережная ручья Кайерканский – Декоративное сооружение «Глобус» (ул. Победы, д. 3) – Стела на въезде в Кайеркан |
Дополнительные условия при прохождении маршрута |
|
Карта маршрута |
Краткое описание движения по маршруту |
|
Маршрут начинается от автовокзала «Кайеркан». Двигаемся по улице Строительной, сворачиваем направо на улицу Шахтерская, останавливаясь у объектов показа: центр района Кайеркан, памятная стела. Направляемся далее по улице Шахтерская, сворачиваем направо на улицу Надеждинская к «Спортивному комплексу «Кайеркан» - Дом Спорта и Ледовый Дворец. Осмотрев спортивные объекты проходим вперед и сворачиваем направо к Гимназии № 11. Продолжаем движение по улице Школьной – здания Молодежного центра и Музыкальной школы района Кайеркан. Возвращаемся обратно по улице Школьной и направляемся к следующей точке нашего маршрута - Набережная ручья Кайерканский. Неподалеку находится скульптурная композиция «Я люблю Кайеркан». Возвращаемся тем же путем и направляемся к следующему объекту – Декоративному сооружению «Глобус». Далее завершающий объект – стела указатель «Кайеркан». |
Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия
|
Перед началом познавательного маршрута необходимо поговорить о важности изучения истории своей малой Родины. Учащиеся ставят личные, общеразвивающие цели при посещении данного маршрута. На основных объектах показа проводятся следующие мероприятия: - пешая экскурсия «Кайеркан – вчера, сегодня, завтра…» по ходу продвижения по маршруту; - рассказы об истории района, о героическом подвиге первых строителей района, о современных достижениях района Кайеркан; - викторина «История и современность Кайеркана». (проводится на последнем пункте маршрута – у стелы «Кайеркан»). На протяжении всего маршрута производим фото- и видеосъемку объектов. Рефлексия проводится в формате беседы после викторины. Важно, чтобы обучающиеся рассказали о том, что нового и интересного узнали в ходе познавательного маршрута. Было ли их первоначальное представление адекватно тому, что они узнали в процессе путешествия, и как оно изменилось. В качестве послесловия ребята пишут посты в социальной сети о том, как прошёл маршрут, оценивают свою работу, делятся впечатлениями. Участие в познавательном маршруте и оценка результатов могут быть включены в практическую часть исследовательской работы, участие ее в тематических конкурсах.
|
Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте
1. Решение исполнительного комитета Норильского Совета депутатов трудящихся № 208 от 24 сентября 1954 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
2. Решение исполнительного комитета Норильского Совета депутатов трудящихся № 68 от 8 апреля 1955 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
3. Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся № 506 от 24 сентября 1956 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
4. Решение исполнительного комитета Норильского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1956 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
5. Решение исполнительного комитета Норильского Совета депутатов трудящихся. № 165 от 13 июля 1956 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
6. Решение исполнительного комитета Норильского городского Совета депутатов трудящихся № 23 от 24 января 1969 г. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
7. Указ президиума Верховного совета РСФСР «О преобразовании рабочих поселков Кайеркан и Талнах Красноярского края в города районного подчинения» от 30 ноября 1982 года. / Из фонда МКУ «Норильский городской архив».
8. Гунина С. Начало. // Заполярная правда. 09.02.2016. URL: https://gazetazp.ru/news/gorod/7850-nachalo.html
9. Гунина С. Долина смерти или Запретное место // Заполярная правда. 15.03.2008. URL: https://gazetazp.ru/news/gorod/37600000-dolina-smerti-ili-zapretnoe-mesto.html
10. Стрючков С. Рождение Кайеркана // Заполярный вестник. 18.02.2013. URL: http://www.norilsk-zv.ru/articles/rozhdenie_kayerkana.html
11. Кайеркан // Энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/docs/urbans/kayerkan/
12. Рудник «Кайерканский» // Энциклопедия Красноярского края. URL: https://my.krskstate.ru/docs/raw_materials/rudnik-kayerkanskiy/
13. Клемберг Н.М. Угольный спутник Норильска // Архивы Красноярского края. URL: https://красноярские-архивы.рф/articles/stati_arhivistov/897